Неисправности водяного счетчика глазами сантехника и юриста
Потребители отвечают за техническое состояние индивидуального прибора учета (ИПУ) и должны своевременно сообщать поставщику ресурса о его неисправностях. Кроме этого, необходимо соблюдать правила эксплуатации водяного счетчика, так как контролеры проверяют следующие моменты:
- целостность корпуса и стекла;
- отсутствие доступа к элементам, которые могут оказать влияние на показания прибора;
- наличие пломб и отсутствие их повреждения и/или смещения.
Правила предоставления коммунальных услуг № 354 содержат критерии выхода из строя прибора учета воды. К ним относятся следующие неполадки:
- показания измерений не отображаются;
- нарушены пломбы;
- наличие механических повреждений;
- превышение допустимой погрешности;
- окончание срока поверки.
Любое несанкционированное вмешательство или демонтаж пломбы запрещены. Такие действия расцениваются как нарушение работы ИПУ, так как она служит гарантией целостности и исправности устройства.
Нарушение пломбы (даже неумышленное, но незамеченное) может быть приравнено к вмешательству в устройство счетчика. Для предупреждения конфликта с поставщиком ресурса при обнаружении проблемы лучше сразу сообщить о ней.
Любой дефект на корпусе водяного счетчика — гарантированная головная боль для потребителя. Чтобы избежать проблем, нужно периодически осматривать водомер на предмет наличия/отсутствия механических повреждений.
Проверить исправность прибора можно визуально. Для этого достаточно увидеть, что при открытии крана крыльчатка вращается.
При осмотре ИПУ нужно обратить внимание на следующее:
- неровности на корпусе, которые могут оказаться замаскированными трещинами или отверстиями;
- герметичность стекла смотрового окошка;
- нарушения положения счетного механизма (перекос, смещение к стеклу окошку или от него);
- замедленное движение или рывки при работе указателя оборотов;
- присутствие соединений на оплдомбировочном материале;
- остановка прибора или вращение в противоположную сторону;
- целостность мест крепления.
Пользователь не в состоянии определить насколько точно работает водяной счетчик. Для этого проводится поверка, которая назначается через определенный промежуток времени.
Каждый ИПУ имеет погрешность, величина которой зависит от класса прибора. В ходе поверки на заводе или в метрологической лаборатории определяется эта величина, которая заносится в сопроводительную документацию. До момента следующих испытаний точность показаний считается установленной.
Для каждого прибора учета определен срок проведения очередной поверки. Водяной счетчик автоматически считается непригодным к эксплуатации, если процедура не была проведена своевременно.
Поверка проводится специализированными организациями с использованием метода сличения или весовым методом. В зависимости от методики, испытательный стенд оборудован эталонным прибором учета воды или весами. Существуют современные переносные поверочные станции, которые не требуют демонтажа счетчика.
Выявление и устранение неисправностей прибора учета воды — обязанность потребителя. Если он самостоятельно сообщил о проблеме, то, как правило, никаких юридических последствий для него не последует. Если повреждение счетчика или нарушение пломбы обнаружит контролер, то неприятностей не избежать.
В этом случае действия поставщика коммунальных услуг будут следующими:
- составляется акт о нарушении;
- пересчитывается оплата (с момента последней поверки);
- выставляется требование к потребителю о внесении доначисленной платы.
Если нарушение выявлено в счетчике, установленном в нежилом помещении многоквартирного дома, то исполнитель КУ составляет акт и уведомляет поставщика ресурса. После этого осуществляется перерасчет и доначисление платы.
Выход из строя прибора учета и вмешательство в его работу с юридической точки зрения могут быть тождественными, но разными вещами. Отличие заключается в противоправной направленности действий и порядке поступления информации о нарушении.
Если потребитель самостоятельно обнаружил, что водомер работает некорректно или имеются поломки, то плата за ресурс будет происходить по среднемесячному потреблению. Если проблема выявлена контроллерами, то применяется повышающий коэффициент, равный 10. Причем в первом случае период устанавливается с даты наступления события, а во втором — с даты опломбирования.
Опытные сантехники не отрицают, что закон нужно соблюдать в таком важном деле как учет потребления воды. Однако они видят в неисправном приборе источник неприятностей для потребителей, но чисто с практической точки зрения. Разберем наиболее интересные случаи, с которыми приходится сталкиваться специалистам при вызове на дом.
Как показывает практика, поломкам больше подвержены счетчики горячей воды, и не потому, что они менее надежные. Проблема связана с особенностью эксплуатации прибора, которому приходится выдерживать постоянные перепады температур. Когда через водомер течет горячая вода, он нагревается, а после прекращения ее потребления нагретые детали остывают.
Эксплуатация в таком режиме приводит к тому, что прокладка, которая герметизирует мокрую и сухую камеры, перестает выполнять свою функцию. В результате стекло счетчика запотевает, а при сильном износе вода начинает поступать внутрь прибора.
Как же быть? Ведь водомер предназначен для учета именно горячей воды. Все очень просто — при температуре жидкости до 65°С счетчик «чувствует» себя нормально. Если температура в трубах поднимается выше, то потребитель вправе потребовать снижения этого показателя. В этом случае можно получить два преимущества: снижается сумма коммунальных платежей и повышается ресурс водомера.
Как можно ошибиться при монтаже водяного счетчика? Этот процесс настолько простой, что доступен любому человеку, который способен обращаться с гаечным ключом. Тем более что на корпусе имеется стрелка, указывающая направление движения среды.
Опытные специалисты рекомендуют учесть следующие особенности установки прибора:
- Установка водомера вниз циферблатом запрещена. На это указано в паспорте любого из них. В таком положении шестерни счетного механизма плохо контактируют друг с другом, что резко снижает срок службы устройства.
- Вертикальная установка допускается производителями. При этом следует понимать, что нагрузка на детали механизма увеличится. Это повышает риск поломки и приводит к снижению точности показаний.
- Горизонтальная установка счетчика — наиболее оптимальный вариант. В таком положении прибор дает точные показания и служит намного дольше. Это объясняется тем, что шестеренки и крыльчатка находятся в правильном положении и точно опираются на посадочные места.
Домашние мастера при установке водяного счетчика редко обращают внимание на чертеж, содержащийся в сопроводительной документации прибора. Производители указывают, что перед водомером должен стоять фильтр грубой очистки. Однако даже те немногие самодеятельные специалисты, которые прочли чертеж, считают, что этот элемент лишний. По их мнению, конструкция счетчика предусматривает сетку, и этого достаточно.
Опытные мастера точно знают, что сетку нельзя рассматривать как фильтрующий элемент, так как она используется в качестве рассекателя потока. Если она забьется шламом, то прибор начинает работать не в пользу потребителя.
У некоторых людей велик соблазн вмешаться в конструкцию счетчика, чтобы платить за воду меньше. При этом используется самый простой и популярный способ, который приводит к нарушению связи между крыльчаткой и счетным механизмом. Опытные контролеры без труда распознают эту уловку, поэтому штраф практически гарантирован. Вдобавок к этому придется за свой счет купить и установить новый прибор учета.
Несмотря на то, что юриспруденция далека от технических вопросов эксплуатации сантехнических приборов, водяной счетчик оказался точкой пересечения этих областей деятельности. Дельные советы экспертов в своей области полезны для рядового потребителя, который хочет защитить свои интересы и с комфортом пользоваться водой.